Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Приветствую Вас Гость | RSS | | Каталог статей | Регистрация | Вход Понедельник, 16.07.2018, 05:58 Версия для слабовидящих

     
 
Главная » Статьи » Основной » Информация

Современная коммуникация подростка: к проблеме информационной безопасности.

Современная коммуникация подростка: к проблеме информационной безопасности.

К чему тянется современный подросток? В чём состоит его коммуникативая задача? Как сделать его взросление максимально безопасным? Вот те вопросы, которые мне сегодня хотелось бы обсудить с вами.

Согласно возрастной общепризнанной норме, подросток – это ребёнок, претендующий на взрослость. Кризис перехода в новое качество для человека всегда болезненный и должен закончится принятием себя обновлённого. Поэтому главное правило для родителей и педагогов, сопровождающих этот процесс - не воевать с подростком, не бороться с его недостатками, а помочь найти себя уникального.

Кто же я? - такая мысль появляется у ребят 11-12 лет и становится основой будущих экзистенциальных вопросов:

Зачем я живу? В чём моё предназначение?

или, потерявшись в дебрях фантастического контента:

А есть ли я вообще…

Ответить на эти вопросы не под силу в одиночестве. Поэтому общение становится для подростка средством во-первых, обретения уверенности (да, я есть, раз на меня реагируют); во-вторых, самоидентификации (я есть, но я какой?). При этом главная драма возраста как раз и состоит в том, что подросток вроде бы ищет себя, но при этом настоящей встречи с самим собой как раз и избегает, потому что страшится того, что там, в «я» ничего особенного нет. Потому-то наиболее безопасным способом самопознания для подростка выступает встреча с Другими, примерка на себя различных вариантов этой «другости», вариантов, которые порой шокируют неподготовленного взрослого.

А найти различные интересные, небанальные варианты для идентификации в современном мире удобнее всего в пространстве интернета. Не надо отпрашиваться у родителей, чтобы сходить в гости, не обязательно даже одевать на себя что-то эдакое, чтобы произвести впечатление. Достаточно выйти в социальную сеть – и ты уже часть определённой субкультуры. И вот оно - чувство групповой сплочённости, принадлежности к чему-то большему, чем ты сам.

Важно понимать, что сегодняшние подростки с рождения окружены информационными технологиями, и для них порою равновелики, как реальный мир, так и киберпространство. При этом очень часто их жизнь в сети является более насыщенной, творческой и яркой, чем в реальности. Многие дети ведут свои блоги, обзоры на Ютубе, пишут фанфики, монтируют видеоролики и мультфильмы, проходят сложнейшие уровни в онлайн-играх… Возможности интернета настолько велики, что ребёнок - аутсайдер в реальности, в интернет-пространстве довольно легко может создать для себя новую успешную жизнь (С) Дарья Отыч, психолог.

В сети он может «безопасно» (по крайней мере ему так кажется) рассказать о себе «безликому» собеседнику-социуму, и столь же безопасно неторопливо формулировать ответы на чужие комментарии и оставить свои. А в реальной жизни, глядя в глаза собеседнику, он рискует заметить в них равнодушие, страх, раздражение, а это куда страшнее, чем сетевой троллинг.

Социальные сети и онлайн-игры стали сегодня тем самым «третьим местом» для подростков (да и для многих из нас), куда стремишься, «раздав» свои долги (школа, домашка, репетитор, секция, семья и т.д.).

Туда ребята сбегают сбегают от:

  • Неактуальных, а порой и неадекватных возрасту проявлений родительской любви («они мне надоели», «они меня преследуют», «она меня постоянно лечит»);
  • От разочарования школой, в которой дети остро чувствуют дефицит содержания, личностно их затрагивающего («школа – это ад, я не понимаю, зачем я трачу так много времени на то, что мне не нужно»);
  • От страха одиночества («больше всего в жизни я боюсь самого себя»).

Исходя из всего сказанного выше, приходится признать, что именно онлайн проходит значительная часть жизни современного подростка, и он не готов с ней (этой частью своей жизни) расстаться. Категорический запрет на общение в интернет-пространстве может перечеркнуть личные достижения ребёнка, спровоцировать подрыв доверительных отношений в семье (ребёнок будет искать возможность тайком зайти в интернет), либо, если ребёнок послушный, понимание того, что виртуальная жизнь друзей проходит мимо, сделает его несчастным.

Виртуальный мир, так стремительно обрушившийся на нас – очередной вызов обществу, нам с вами. Ведь педагоги во все времена были наиболее активными представителями общественного сознания, страшащегося перемен. (Вспомним Сократа, который говорил, что ничего хорошего не выйдет из поколения, которое стремится всё записывать, так как считал, что записанные слова убивают память и теряют смысл. Но именно благодаря Платону, его ленивому ученику (имеется в виду леность ума), и дошли до нас гениальные изречения Сократа-учителя)

  • Как нам вернуть живое общение?
  • Как научить детей читать, а не пробегать по тексту глазами?
  • Как уберечь их от киберопасностей и не стать при этом врагами?

Точных и универсальных ответов пока нет. Мой опыт родителя и специалиста говорит о необходимости искать индивидуальную траекторию существования в сети для каждого ребёнка. Здесь нет места поточному и стандартизированному. Техника информационной безопасности в каждом индивидуальном случае – своя. Кому-то из подростков нужен сторож над пропастью во ржи (подобно герою Селенжера), чтобы предотвратить падение в зависимость. Кому-то психолог-переводчик, помогающий распознать ребёнку чувство психологического дискомфорта до того, как он попал в дурную компанию. А кому-то проводник в чудесный мир творчества в обход низкосортных сетевых ресурсов.

 Это очень сложно, потому что взрослый при таком подходе должен проявить личностную включённость в процесс живого общения с подростком, вчувствования в его потребности. Педагог должен точно знать, зачем ему это общение и эта его задача должна быть выше того предмета, по поводу которого он общается с детьми (знать содержание сайта, например, ориентироваться в нём, но не быть фанатом, сохранить адекватность восприятия).

Потеряв свою информационную функцию, школа должна всеми силами оставить за собой главную задачу – охранителя культуры, обеспечить непрерывность связей поколений. Нам нужно быть вдохновителями и добрыми советчиками, нам нужно быть «миротворцами и реставраторами» (С) Далай Лама. С нами детям должно быть хорошо. Мы должны быть готовы время от времени совершать подвиги (поступки). Подвиг попытки понимания вдруг повзрослевшего ребёнка. Подвиг разделения с ним таких «неважных» проблем как увеличение количества лайков под выложенным постом. Подвиг дарения ему своего никем неучтённого времени и сил (например, просмотра видео, затрагивающего его интересы, а не решающего мои педагогические задачи). Подвиг прощения ему его неуспешности и нелепости в реальной жизни. И, наконец, подвиг доверия, когда, снабдив всеми возможными подушками безопасности, мы даём юному человеку свободу идти своим путём.

 

Екатерина Владимировна Чайка, социальный педагог, 1 кв. категории.

Категория: Информация | Добавил: C@t (30.04.2018)
Просмотров: 6 | Теги: безопасный интернет, рекомендации по информационной безо, информационная безопасность | | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
     
Меню сайта
 
 
 
Документы
   
 
Категории
 
Новости [21]
История [1]
Специалисты Центра [1]
Направленности [6]
Диагностика [0]
Консультирование [1]
Достижения Центра [2]
Учебный план Центра [3]
Анализ деятельности Центра [4]
Информация [17]
Общая программа [8]
Анализ работы Центра [7]
Отзывы [1]
 
 
Поиск по сайту
 
 
 
Новое на сайте
 
Всего:
Комментарий: 5
Forum: 10/10
Photo: 309
Новостей: 288
Downloads: 1
Публикаций: 195
Video: 44
Guestbook: 1
 
 
Музыка в городе
   
 
Статистика
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0